НАШИ ПАРТНЕРЫ + T -

СЕРГЕЙ ФЕДОТОВ: «ВАС ЖДУТ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОТРЯСЕНИЯ»

Пермский театр «У Моста» известен далеко за пределами Прикамья. Его труппа ежегодно выступает на десятках фестивалей и в России, и за рубежом, регулярно завоевывая там главные призы. А в Перми, где у театра давно сложился широкий круг горячих поклонников, билеты на его спектакли подчистую распродаются за месяц-полтора. Накануне завершения 26-го сезона мы встретились с художественным руководителем и основателем театра Сергеем Федотовым

– Сергей Павлович, «У Моста» называют единственным мистическим театром России. И, действительно, вряд ли найдется другой такой театр, во всех спектаклях которого всегда есть место чему-то потустороннему. Но давайте вспомним, что началось-то всё с «Панночки», и до сих пор этот замечательный спектакль является визитной карточкой «У Моста».

– Да, «Панночка» – это спектакль, с которого наш театр открыл свое особое направление, дорогу в потустороннее. Именно после этой постановки театр «У Моста» прозвали мистическим и признали за ним право первооткрывателя инфернального мира на сцене. «Панночка» идет уже 23 года. Мы показали ее более 2800 раз и неизменно – с полными аншлагами. В этом спектакле зритель сначала погружается в веселую украинскую комедию с разудалой казачьей пирушкой, а потом – в мрачную страшилку с появлением ведьмы и темных сил. Это уникальный сплав триллера и виртуозной народной комедии. Причем спектакль построен по законам русского психологического театра. Аналогов подобному представлению в мире нет. А в конце неизменно наступает катарсис. Несмотря на то, что Панночка всё-таки убивает Хому, у зрителей всегда остается ощущение света.

Мы побывали с этим спектаклем в разных странах, и всюду эффект практически один и тот же: его принимают на ура. Везде зрители реагируют одинаково: смеются, кричат от страха и отмечают особую энергетику потустороннего, мистического. Наши спектакли могут быть трагическими и комическими, но элемент потусторонности, когда в действие вмешиваются сверхъестественные силы, в них обязательно присутствует. При этом они излучают энергию света – они о потустороннем, но не о дьявольском.

– Знаете, я видела «Панночку» четыре или пять раз и каждый раз она была совершенно другой. Дело не в том, что менялся актерский состав, менялся сам спектакль…

– Вы видели четыре раза, а есть люди, которые смотрели «Панночку» двадцать раз. Это главная особенность нашего театра, у нас постоянно идут репетиции, вносится что-то новое. Спектакль не должен стареть, а зритель должен всегда удивляться, испытывать театральные потрясения.

– Таким театральным потрясением, мне кажется, для многих становятся Ваши постановки по пьесам МакДонаха.

– Я сам был поражен и потрясен, когда восемь лет назад в Праге впервые увидел пьесу Мартина МакДонаха «Сиротливый Запад». Невероятная мощь, такие неожиданные и оригинальные характеры, невиданные до этого жизненные ситуации, необыкновенный юмор! И я решил незамедлительно поставить МакДонаха, чего до нас не делал ни один из российских театров. Театр «У Моста» стал первооткрывателем этого гениального драматурга в России, и до сих пор театральные критики нас называют главными специалистами по МакДонаху.

Мартин МакДонах сейчас – ключевая фигура в мировом театральном и кинематографическом процессе. Им снято три кинокартины в Голливуде, причем «Шестизарядник» получил «Оскар». А фильм «Залечь на дно в Брюгге» был номинирован на эту премию.

Театральные постановки МакДонаха возглавляют все мировые рейтинги. Но многие ставят его пьесы как ужастики, чернуху или абсурд. А самое интересное они пропускают. Этот драматург очень жизнелюбив. И жестокие, на первый взгляд, люди МакДонаха – очень глубокие и человечные, пусть они порой существуют на грани добра и зла, тем не менее у них очень сложный и богатый внутренний мир. МакДонах продолжает классические традиции в драматургии. Он не терпит примитивного подхода. Его пьесы нельзя трактовать однозначно, они очень сложны, многослойны. Я думаю, именно то, что мы столько работали с мистикой, помогло нам понять и поставить пьесы этого невероятного драматурга. И оказалось, что я стал первым режиссером, кто увидел мистичность Мак-Донаха и сумел, как говорят критики, подобрать особый ключ к его загадке.

– Но премьеру этого сезона – «Человека-подушку» – почему-то ставили не Вы…

– Да, я поставил шесть спектаклей по произведениям МакДонаха, а к «Человеку-подушке» подобрать ключа так и не смог, потому что эта пьеса очень специфическая – специфически английская. А потом решил, что будет символично, если седьмую для театра пьесу МакДонаха поставит режиссер, живущий в той же стране, что и драматург. Английский режиссер Леон Кейн, член гильдии режиссеров Великобритании, загорелся этой идеей. Он не только воспринимал пьесу на языке оригинала, но и мог прочувствовать подтекст и особый смысл каждой реплики. На мой взгляд, спектакль получился психологичным и наполненным.

– И теперь «У Моста» – единственный театр в мире, на сцене которого поставлены все семь пьес Мартина МакДонаха. Видимо, поэтому Вы решили провести фестиваль МакДонаха?

– Нет, идея фестиваля возникла еще два года назад. Я понял, что наступило время собрать самые лучшие российские и зарубежные спектакли на знаковой площадке, где для России открыли МакДонаха. Я долго обдумывал эту идею. И теперь могу с гордостью сообщить, что с 7 по 14 октября в театре «У Моста» пройдет первый в мире Международный фестиваль МакДонаха. За 7 фестивальных дней зрители увидят 14 спектаклей. Мы пригласили пять театров из-за рубежа и девять российских, в том числе знаменитый Санкт-Петербургский БДТ, который покажет «Калеку с Инишмана». Как вы помните, театр «У Моста» за этот спектакль получил «Золотую маску». Зрителям, наверно, будет интересно сравнить постановки. А закрывать фестиваль будет МХАТ со знаменитым «Человеком-подушкой» Кирилла Серебренникова. Министерство культуры РФ уже включило наш фестиваль в программу Года России – Великобритании 2014.

– И есть шанс, что на фестиваль приедет сам МакДонах?

– Шанс есть. Мы уже получили от него предварительное согласие о приезде на фестиваль. Также ожидается приезд главного специалиста по творчеству МакДонаха – профессора Патрика Лоренгана, который написал уникальную книгу о лучшем драматурге современности. Мы уже заключили договор с английским агентством и получили эксклюзивные права на три года на издание этой книги. Сейчас по нашему заказу делается ее перевод. Книга выйдет к фестивалю тиражом четыре тысячи экземпляров. Мы разошлем их в крупные библиотеки страны, подарим театрам, которые ставят МакДонаха. Конечно, часть тиража направим в книжные магазины, чтобы ценители творчества драматурга могли приобрести издание.

Необходимо сказать, что все расходы, связанные с выпуском книги о МакДонахе, взяла на себя группа предприятий «ЛУКОЙЛ» в Пермском крае, наш генеральный партнер. Также Компания выделяет миллион рублей на проведение фестиваля МакДонаха.

– А Ваш театр давно дружит с «ЛУКОЙЛом»?

– Наша дружба началась более пяти лет назад. На спектакле театра побывал один из руководителей предприятия нефтяников. Ему и его коллегам постановка понравилась.

Именно тогда лукойловцы предложили нам открыть во Дворце им. Юрия Гагарина филиал театра «У Моста», и несколько лет мы играли там каждый месяц свои лучшие спектакли, причем один – благотворительный, на который приглашаем ветеранов «ЛУКОЙЛа» и малоимущих жителей Индустриального района, другой – вечерний по билетам. А предприятие в свою очередь оказывает нам благотворительную помощь и участвовало в ремонте здания театра.

Постепенно дружба расширилась на всю группу предприятий «ЛУКОЙЛ» в Пермском крае, которая стала нашим генеральным партнером. Мы очень благодарны ей за финансовую поддержку. «ЛУКОЙЛ» оплачивает всю нашу полиграфию: афиши, программки, буклеты, – а это без малого 500 тысяч в год. К открытию 25-го юбилейного сезона нам подарили грузовую «Газель» для гастролей. Но особую благодарность мне хотелось бы высказать за поддержку наших мероприятий, связанных с МакДонахом. И добавить: мы будем ждать вас в следующем сезоне на фестивале МакДонаха.

Я обещаю, что всех поклонников Мельпомены ждут театральные потрясения. Если зритель готов к смелым экспериментам, как и мы с труппой, – милости просим в «У Моста».

Елена ТРЕТЬЯКОВА

СПОРТИВНАЯ ЖИЗНЬ